30-го июля благополучно покинули Амстердам. Самолет до Базеля из Амстердамского скипхолла был рано утром 31-го. Оставшийся отрезок времени смотались в город Делфт, там проживала моя бывшая коллега Таня, благополучно иммигрировавшая в страну тюльпанов пару лет назад со своим молодым человеком Славой. Попьянствовали-расслабились. Ребята прокатили нас до северного моря (порадовала местная привычка русских эмигрантов ездить за рулем авто попивая при этом вино… ответственность вроде как за это менее суровая) погуляли по берегу моря, съездили на дюны, пару часов удалось поспать. В 5 утра сели на электричку, поехали в скипхолл. Привычный уже разбор велосипедов, запихиваемся в самолет, час лету и мы в Швейцарии.
Я в очередной раз облажался и забыл попросить у гугла проложить нам маршрут хотя бы на первый день. Поискав халявный интернет в аэропорту и потерпев неудачу, решили взять направление и ехать в сторону Берна. В Базеле отыскали магазин, купили газ для горелки (без интернета найти-купить газ в чужом городе для программиста была ещё та задача:)) и продолжили ехать по направлению. Через некоторое время дорога пошла сильно вверх... мышки кололись и плакали но продолжали есть кактус. За 3 часа мы проехали чуть больше 10 километров. Хоть дорога и радовала швейцарским пейзажем мы были выдохшиеся. За 3 часа подъема наблюдали большое количество велосипедистов, большинство из которых было в пенсионном возрасте, и почти все на весьма-весьма дорогих великах. Топовые двухподвесы giant, specialized... швейцарские аборигены на дорогих великах не обремененные тяжелыми рюкзаками обгоняли и проезжали мимо, а мы плелись и плелись и думали как за оставшееся время проехать почти 400 километров по этой гористой местности. Остановившись отдохнуть разговорились с местным велосипедистом. Выслушав нас и узнав куда мы едем, он с удивлением сообщил, что не понимает что мы делаем в этой точке. Как оказалось мы затащились в самую высокую точку в округе. Он немного рассказал нам про особенности езды на веле по Швейцарии, съехал с нами вниз и примерно показал-рассказал, как ехать в Берн. Проехав в первый день чуть больше 30 км и выдохшись от подъема в горы, мы решили ехать до ближайшего кемпинга (благо гугломапс показывал его рядом) и отдыхать. По дороге в кемпинг встретили местного алкаша, который рекомендовал нам сэкономить денег и не ехать в кепинг, а спать в горах, и обещал нам показать прекрасные места для этих целей. Аборигена мы не послушали и поехали поддерживать швейцарскую экономику платой за кемпинг.
В кемпинге была с непривычки кусающаяся цена (по сравнению с той Европой где мы были до… Швейцария, чо), цивилизация и вай-фай. Спросив наконец у гугла велосипедный маршрут до Берна я понял что километров было намотано даже слегка в минус.
Зато следующий день мы ехали и радовались. Радовались тому, что есть в Швейцарии дороги почти плоские. На радостях мы таки доехали в этот день до Берна сделав почти 120 километров. Ехали примерно так
http://goo.gl/maps/Ij9YqПо дороге открывали для себя красоты Швейцарии и всё такое.
На следующий день поффтыкали на старинную часть Берна и поехали в сторону озер, Тунского и Бриенцского. По дороге обратил внимание на здание о двух этажах с большими стеклянными окнами, через которые виднелись всяческие ламбо-феррари и прочие суперкары. Вот здесь это было
http://goo.gl/maps/HaQTmВидимо какой-то автосалон. Поинтересовавшись у персонала не музей ли это и получив ответ нет, наглости на попроситься внутрь и посмотреть уже не хватило. Робко сфотографировавшись на улице с красненьким феррари, двинули дальше.
Решено было отклониться от пути в Милан, сделать небольшую петлю и посетить место под названием Лаутенбруннен с долиной водопадов. За день доехали вот до сюда
http://goo.gl/maps/9j7yh. В очередной кемпинг отличался от всех тех что были до него охеренными видами на заснеженные пики Альпийских вершин. Временами казалось что мы находимся где-то в Гималаях, ну или на Тянь-Шане или на худой конец в Актру. Только Актру был какой-то цивилизованный да и рядом с нашей палаткой росла яблоня и вся поляна была усыпана яблоками, которые мы радостно жрали.
Проснувшись утром стали думать над своей дальнейшей судьбой. С одной стороны до самолета домой оставалось 5 почти полных дней, с другой стороны, примерно 40 километров более-менее плоской дороги и затем подъем в перевалы с набором высоты километра в полтора. И в Италии хотелось ещё поторчать хотя бы пару дней. Пока мы беседовали на ресепшне кемпинга с бабушкой-администратором, и пытались выяснить можно ли самую гористую часть дороги проехать общественным транспортом, в нас узнали соотечественников семейная пара русских эмигрантов. Мы тут же были приглашены на завтрак. Покормив нас завтраком, русские немцы не удовлетворились и дали ещё еды с собой. Надо заметить, что или это такие европейские традиции, или мы насколько производили впечатление бедных руссо-туристо, но на тему подкормить нас эти господа были далеко не первыми.
Помимо завтрака нам надавали советов куда съездить и что посмотреть, но главный вопрос, как переехать через самые большие перевалы остался открытым. Время уже подходило к полудню, мы решили бросить вещи в кемпинге и налегке съездить в Лаутенбруннен. До него и обратно накрутили километров 30. Была весьма приятная велодорожка и самое главное, впервые за всё время путешествия удалось прокатиться без тяжелых сумок. Надо заметить что в Швейцарии есть где покататься на горном велосипеде. Увы, езда с тяжелыми сумками с катанием на велосипеде имеет мало общего, на мой взгляд:)
Насладившись видами Лаутенбруннена, вернулись назад, перекусили частью любезно предоставленных продуктов и решили рвать дальше. Стартанули уже под вечер, осознавая что на месте ночевки будем уже по темну.
Поехали по южному берегу Бриенцкого озера, и по пути оценили свой выбор. Несмотря на несколько подъемов с набором высоты от 150м, наблюдаемые нами места и достаточно безлюдная дорожка вдоль озера показались нам самыми красивыми из увиденных швейцарских пейзажей. Часам к 9 вечера доехали до города под названием Майнринген, нашли кемпинг, встали на ночевку. Ехали вот так
http://goo.gl/maps/iftnsС утра надо было ехать в очень-очень-очень высокий перевал. Настя категорически отказывалась ехать в него своим ходом. Я был готов, хоть и не горел желанием. Прямой железнодорожной ветки от Майнрингена через горы не было, только крюк в пару сотен километров. По горным дорогам ходят автобусы, но из-за врожденного пессимизма я особо не верил что мы сядем в автобус с великами и грузом. Тем не менее, придя с утра на автовокзал мы узнали что автобусы ходят, с великами пускают без проблем, и стоит это хоть и не дешево (как и всё в Швейцарии) но вполне вменяемые деньги (порядка швейцарских 80 франков на двоих,~2.5-3килорублей). Через горы на юг Швейцарии можно попасть 2-мя путями, Гримзельпасс
http://tinyurl.com/pdcpbao или Зустенпасс
http://tinyurl.com/ps8g7zz. Несколькими месяцами ранее группа Новосибирских ребят на великах штурмовала Гримзель целый день с утра до вечера. Мы поехали через Зустен, затратив на это пару часов сидения в кресле под освежающим дыханием кондиционера. На утренний автобус мы не успели, уехали обеденным автобусом. Пока его ждали, пару часов потупили в Майнрингине. Встретили группу велотуристов из Ё-бурга, посетили музей Шерлока Холмса, попутно узнав что совсем недалеко находится тот самый Рейнхенбахский водопад, где Конан-Дойль этого самого Шерлока Холмса утопил. Идти туда уже времени не было, пошли грузиться в автобус. Надо сказать, что кроме нас, остальными пассажирами автобуса были одни пенсионеры. Насте в этот момент стало слегка стыдно. Но глядя на 20 километров сплошного подъема и представляя как бы мы по жаре в этот подъем педалили, стыд моментально испарился. На автобусе доехали до Андерматта, неподалеку от этого места Суворов решающий бой Французам давал. Чертов мост и места славы Суворова смотреть не пошли, решили ехать дальше. На пути был ещё один перевал - перевал Сент-Готард (
http://tinyurl.com/m6ucp2n). Но поскольку основной набор высоты был уже совершен с помощью автобуса, оставшаяся часть подьема на Сент-Готард была не очень большой и педалить было всего 8 километров, решили таки заехать своим ходом. В результате далось это не сильно лекго, на вершине перевала были уже часов около 7 вечера.
Зато после вершины нас ждало несколько десятков километров сплошного спуска. Почти весь автомобильный траффик в тех местах проходит через Сен-готардский автомобильный тунель (
http://tinyurl.com/lhgakpb), нам же досталась старая автомобильная дорога, на которой машин практически нет.
Юг швейцарии больше походил на Италию, например народ говорил по итальянски. От вершины проехали порядка 40 километров, последнюю часть пути ехали в темноте. Приехав на предполагаемое место ночевки нас ждал сюрприз - кемпинга, найденного на картах гугла уже не было, был участок земли выставленный на продажу. К счастью расспросы местных аборигенов выявили что есть ещё один кемпинг, куда мы благополучно отправились ночевать. Ехали примерно так
http://goo.gl/maps/sjx1J кемпинга в конечной точке маршрута нет.
На следующий день продолжили путь по жаркому югу Швейцарии. Радовало то, что подъемы практически кончились, мы продолжали в среднем слегка терять высоту, хоть и не так заметно как в прошлый день. Проезжая не огороженные виноградники, муки совести нас отпустили и пару гроздей прихватили с собой. В районе обеда доехали то Беллинцоны.
http://goo.gl/maps/0uBSe Следующим пунктом предполагался Луггано (
http://goo.gl/maps/nZoTg), но глядя в карту я осознал что по дороге туда нас ждут снова подъемы. Заглянув на вокзал Беллинцоны пришло понимание, что дорогие швейцарские поезда до вокзала Милана не такие уж и дорогие. Волевым решением порешали фактически закончить велосипедную часть поездки, и купили билеты на электричку до Милана. Пока ждали электричку, воспользовались тем что в парке недалеко от вокзала имелся халявный вай-фай и забронировали отель.
На главном вокзале Милана были в 8 вечера. Ещё пару часов ушло у нас чтобы добраться до отеля на великах. Надо сказать что в Милане да и в Италии вообще такой халявы в плане велодорожек уже нет, всё уже больше похоже на Россию, чем на центральную Европу.
Предпоследний день поехали реализовывать ещё одно желание, таки поваляться на пляже, искупаться в море. Велосипеды остались в отеле, день был безвелосипедным. В любом случае, до ближайшего большого водоема больше сотни километров в одну сторону. Приехали в результате в Геную, и от Генуи по советам привокзальной справочной службы ещё 20 минут на электричке до каких-то пляжей. Море и пляжи не впечатлили абсолютно, окунувшись ради галочки в средиземное море, вернулись в Геную. Пошатавшись по набережной Генуи сели в поезд до Милана.
В заключительный день чекаут из отеля в полдень, покатались до вечера по Милану на великах. После стакана обеденного пива я впервые за поездку на собственном опыте ощутил что сликовые покрышки могут плохо держать и звонко растянулся при контакте с трамвайными рельсами, отделавшись только легкими ушибами.
Приехав вечером в аэропорт внезапно захотелось комфорта, и мы решили озадачиться поиском такого сервиса как платный душ.. поди дадут помыться за деньги. Узнав что это возможно только в каком-то там вип-зале вход в который 56 евро с носа, было решено лететь на родину вонючими. При чекине на рейс мы вместе с тетенькой на стойке озадачились правилами перевозки велосипедов, но в результате наши победили. Хоть и пришлось некоторую часть вещей переложит из багажа в ручную кладь, велочехлы с великами и барахлом полетели на родину без дополнительных поборов. Путешествие подошло к концу.
P.S. В заявленные 50-60 килорублей с носа мы конечно же не уложились. Но если ехать только на велике, жить только в палатке и есть только продукты из супермаркета, я думаю уложиться в такой бюджет можно легко.